Главная » Статьи » Статьи » Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках математики и информатики |
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгАми сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Сегодня, когда во всех СМИ ежедневно звучат термины «ипотека», «банковский процент», «акция», когда кредиты, ссуды, вклады стали реальностью большинства граждан, большая часть учащихся не имеют ни малейшего представления о законах и возможностях рыночной экономики. Дефицит финансовой грамотности не позволяет нашим соотечественникам рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные финансовые риски. В школе же ученики теряются перед практическими финансовыми задачами или решают их нерационально. Результаты международного исследования PISA, ЕГЭ и ОГЭ по математике и информатике говорят, что ребята ежегодно испытывают затруднения при решении текстовых задач экономического содержания. Анализ КИМов показал, что % таких заданий с каждым годом постоянно возрастает, а сами они усложняются. Например, изучив один из вариантов ОГЭ по математике, мы можем увидеть, что 7 заданий из 26 содержат финансовую составляющую. Результаты ВПР по математике в 5 классах нашей школы свидетельствуют о том, что наиболее низкие показатели были у ребят при решении логических задач, связанных с покупками, задач на нахождение части от целого и целого по его части, а также при решении текстовых задач на проценты. Стоит отметить, что задания такого типа чаще всего и свидетельствуют об уровне финансовой грамотности ребенка. Поэтому, изучив контрольно-измерительные материалы для подготовки к ВПР по математике в 5 и 6 классах, я еще раз убедилась в необходимости системного включения задач экономического содержания в свои уроки. Во власти учителя школы изменить сложившуюся ситуацию, решить проблему поиска и отбора необходимого и достаточного информационно-методического обеспЕчения такой деятельности. Поэтому цель работы вижу в оптимизации процесса формирования финансовой грамотности обучающихся на уроках математики и информатики. Научить ребят решать жизненные задачи в финансовой сфере можно через решение практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Исследовав учебники курса математики основной школы, я составила сборники задач по финансовой грамотности с обозначением тех тем уроков, на которых будет логично добавить задачи экономического содержания. Главная особенность построения образовательной деятельности на уроках математики и информатики – это логическая завершенность. Именно вокруг решения практических задач в сфере финансовой грамотности строится обучение, где происходит постоянное обращение от практики к теории и обратно к практике. Организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности осуществляется мною в рамках урочной и внеурочной деятельности. СЛАЙД Как я уже упоминала ранее, анализ содержания курсов математики и информатики показал возможность интеграции вопросов финансовой грамотности в различные разделы программ этих дисциплин. Так, при изучении раздела «Десятичные дроби» в 5 классе ввожу понятия «накладная», «налог», «НДС» и рассматриваю задачи, связанные с заполнением документации с привлечением процентных расчетов.А в 6 классе при решении задач на проценты мы знакомимся с понятиями «скидка», «вклад», «налог на прибыль», «ссуда». Причем идет приращение знаний обучающихся.Достаточно эффективно идет работа по формированию финансовой грамотности обучающихся в 7 классе, так как тема «Решение уравнений» позволяет решать большой объем текстовых задач экономического содержания.В 8 классе при изучении темы «Степень с целым показателем» рассматриваем понятия «дивиденды», «процентная ставка».А в 9 – тема «Прогрессии» дает возможность сформировать знания учащихся о платежах по кредитам.Таким образом, выстроенная система задач по финансовой грамотности в курсе математики основной школы позволяет сократить дефицит финансовых знаний у подростков.На уроках информатики в 8-9 классе также увеличиваю у учащихся объем знаний связанных с экономическими вопросами.Раздел «Программирование» в 8 классе дает возможность включения задач следующего содержания: «В ведомости указана зарплата, выплаченная каждому из сотрудников фирмы за месяц. Определить общую сумму выплаченных по ведомости денег».А в 9 – при изучении раздела «Обработка числовой информации в электронных таблицах» мы с ребятами решаем реальные практические задачи путем создания табличных программируемых моделей.Как видим, работа, проводимая на уроках математики и информатики, дает возможность формирования у подростков финансовой грамотности, и в этом большую помощь мне оказывает сборник задач, разработанный мной. Он состоит из 5 разделов. В каждом представлены задачи экономического содержания, разбитые по темам, которые изучаются на математике и информатике. Нацелены они на развитие навыков ответственного, грамотного поведения на финансовом рынке.Включение задач экономического содержания во внеурочную деятельность дает возможность не только пробудить в ребятах интерес и желание работать в данном направлении, но и расширяет область знаний. Об этом могут свидетельствовать следующие результаты:
В курсе внеурочной деятельности «Учимся проектировать», работаем над созданием проектов, в том числе связанных с вопросами финансовой грамотности. СЛАЙД Три семиклассника из 6 в рамках РИКО в 7 классах (индивидуальный проект) из блока «математика-информатика» предпочли темы связанные с финансовой грамотностью: «Проценты и скидки», «Деньги и дети». Ребята защитили свои проекты на «повышенном уровне» (23 числа состоялась защита, буквально в последний день перед моим отъездом) и получили хорошие отзывы экспертной комиссии.
Включение ребят в олимпиадное движение и конкурсы по финансовой грамотности – это одно из направлений моей работы с одаренными детьми. Это и международный дистанционный конкурс «Финансовая грамотность» на сайте «Всеолимп», и участие в зимнем сезоне олимпиады Фоксфорд по бизнес-логике, и конкурс «Финансовый баттл», в котором уже принимают участие 14 моих учеников. Последний конкурс продлится до 15 апреля. Верю, что мы сможем показать хорошие результаты. Распространение опыта Эффективность включения вопросов финансовой грамотности в урочную и во внеурочную деятельность проявляется в следующем: Во-первых. Я, как учитель математики и информатики, постоянно мотивирована на поиск новых форм, ресурсов и технологий в образовании, на творческий подход в организации урока, для достижения конкретных целей и задач. Использую для распространения собственного опыта сеть интернет: сайты Инфоурок, Мультиурок, где не только знакомлюсь с опытом коллег, но и выкладываю собственные разработки. В рамках района – это выступление на семинарах директоров и на районных методических объединениях. Примером распространения моего опыта является открытое внеурочное занятие «Комфорт под ногами» на семинаре руководителей образовательных учреждений Коркинского муниципального района. Данное занятие было проведено в форме деловой игры, где каждый из учеников получил определенную должность в организации, которая занимается продажей напольных покрытий. Требования заказчиков были оформлены в виде кейсов, с которыми и предстояло справиться нашим сотрудникам. Сотрудники-ученики произвели расчеты для клиентов, предложили несколько вариантов разных ценовых категорий и, таким образом, удовлетворили спрос заказчиков, а сами сформировали навыки в области предпринимательства. Разработка данного занятия размещена в сети Интернет на учительских порталах. Распространение опыта проходило и в рамках работы районного методического объединения учителей математики и информатики, а так же на районном семинаре заместителей директоров школ, где был проведен открытый урок по теме «Решение линейных неравенств» с включением текстовых задач экономического содержания. В-вторых. Со стороны учеников, наблюдается рост интереса к изучаемым предметам. Учащиеся мотивированы не только на изучение математики и информатики в рамках программы, но и на повышенном уровне проявляют свои творческие способности, получают высокие результаты на экзаменах, конкурсах и олимпиадах. В-третьих. Введение в практику работы направления финансовая грамотность помогает мне в самореализации, раскрытии собственных возможностей, мотивирует на изучение передового педагогического опыта, а также участие и победы в конкурсах педагогического мастерства. Подводя итог, могу сказать, что систематизацию работы в данном направлении можно считать одним из направлений инновации в обучении, так как формируются познавательных универсальных учебных действий, в решении учащимися системы учебных задач. Следовательно, сформированные познавательные универсальные учебные действия помогут моим ученикам учиться не для школы, а для жизни. Это и является отображением моего педагогического кредо: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)…и, как бы судьба ни перемещала его с места на место он всегда будет на своём месте». (Ж.Ж. Руссо) | |
Просмотров: 797 | |
Всего комментариев: 0 | |