Главная » Статьи » Статьи » Моя педагогическая философия |
Моя педагогическая философия Нам каждый год встречать и провожать И каждый день глядеть в ребячьи души. Нам каждый час единство с ними ощущать И с каждым мигом становиться чище, лучше. «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова,"- так считал Н.Г.Чернышевский. Но какой же взрослый, будь то родитель или учитель, не хочет, чтобы ребенок был именно таким? Взрослые и дети. Почему же порой они смотрят на мир в разных направлениях, оказавшись по разные стороны стекла, прозрачного, но холодного, непреодолимого. Каким видит себя САМ ребенок? Нас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСУЕТ его мнение? Или мы готовы спросить его и даже выслушать, но всегда заранее уверены, что нам лучше знать, каким ему быть и чем заниматься в этой жизни? Второй вариант, согласитесь, встречается чаще… На чем же должны строиться отношения взрослых с детьми: родителей и детей, учителей и детей? Вариантов ответов немало. В Новом Завете сказано: «Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Поэтому, на мой взгляд, главным в отношениях должна быть любовь, основанная на доверии и понимании, взаимном терпении и умении ощутить себя на месте другого. Ведь ребенок - это зеркало, которое лишь отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Наивысшей наградой для учителя является чувство отдачи от своих учеников. Широко раскрытые глаза, обращенные в твою сторону, множество вытянутых вверх детских рук, которые от нетерпения и огромного желания выступить начинают энергично раскачиваться из стороны в сторону… Ни один учитель не остается равнодушным, видя победы своих воспитанников, и искренне ликует внутри, замечая даже маленькие шажочки учеников на пути к успеху. Поэтому я выделяю основные принципы, которыми руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения. Первый принцип – «добро и только добро». «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает», - это известное изречение Эрмы Бомбек иллюстрирует и мое отношение к детям. Легко любить успешного ученика, который всегда выучит урок и ответит на любой вопрос. Труднее любить тех, кто создает массу проблем на уроке, шалит, не приносить учебник и тетрадь. Но при этом в спокойной беседе, один на один с учителем, такой ребенок может раскрыться совсем иначе, нежели перед своими сверстниками. Важно всегда выслушать, учесть мнение ученика и помочь найти выход из трудной для него ситуации. Кроме того, необходимо постоянно проводить «профилактику» конфликтов и между детьми: собственным примером достижения компромиссов путем беседы стимулировать учеников на доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать каждым своим поступком честность, порядочность и чувство ответственности, не навязывая ученику единственно верное решение, а давая возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Второй принцип – «взаимоуважение». Должна ли быть дистанция между учителем и учеником? Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается, а в любом споре, как известно, рождается истина. Это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания. Согласна с Виктором Гюго в том, что «ближе всего к великому стоит честность». И это мой третий принцип. Общаясь с детьми, раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И все это искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Четвертый принцип сформулирую словами Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый ребенок в чем-то обязательно талантлив и уникален. Важно увидеть скрытые таланты в своих учениках, поддержать в нужный момент, вдохновить на дальнейшую деятельность. Помогая преодолевать трудности, важно помочь таланту раскрыться. Учитель должен создать такие условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка, чтобы обучение было наиболее комфортным и результативным. Каждый педагог огорчается, видя на уроках скучающие лица. Когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если даже после урока ребята не бегут «сломя голову» в коридор, если они приходят ко мне с вопросами, значит, у меня получилось их заинтересовать, повести за собой. Но умению увлечь учеников своим предметом необходимо учиться, нужно повышать постоянно свое педагогическое мастерство, расти и совершенствоваться вместе со своими учениками. Поэтому пятый принцип моей педагогической философии – «во-первых — учиться, во-вторых — учиться и, в-третьих — учиться» (В.И. Ленин). Я всегда мечтала о том, чтобы найти работу по душе, чтобы, проснувшись рано утром, в голове не было мысли - «опять на работу», а было искренне желание и стремление одержать маленькую победу на сегодня, будь то эффективно проведенный урок или разрешение с положительным исходом каких-то вопросов или проблем своих учеников. И мне кажется, что такую работу я нашла. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести ЛЮБОВЬ и РАДОСТЬ». | |
Просмотров: 469 | |
Всего комментариев: 0 | |